Озеро Иткуль

На границе Челябинской и Свердловской областей, между городами Снежинск и Верхний Уфалей расположено красивейшее озеро Иткуль. Оно чистое и прозрачное, большое (5 на 7 километров) и довольно глубокое, поэтому прогревается медленно. Дно его каменистое, и видно на глубину в несколько метров. По берегам Иткуля растут сосновые и березовые леса.

Самый известный объект озера - интересная скала Шайтан Камень, которая стоит отдельно, метрах в 20 от южного берега. Скала имеет расширяющуюся кверху форму, так что взобраться на нее непросто. И вообще берега Иткуля со стороны скалы крутые и обрывистые, к воде спусков нет. Зато виды на водную гладь совершенно захватывающие. Живет легенда, что в озере когда-то жил большой полоз, а в скале под водой есть пещера. Есть на озере Иткуль и населенные пункты - деревни Иткуль и Даутово, где живут, в основном, башкиры.

Об озере Иткуль я знал уже давно, и о том, что оно красивое, и о том, что чистое. Но знал и то, что по этим же причинам в теплое время года там всегда полно народа. Так что, возможно поэтому, я не торопился туда поехать. Но вот, наконец, весной все же собрался. Почему весной и в рабочие дни - просто потому, что теплый сезон еще не начался, и я надеялся не встретить там большого количества отдыхающих.

Само озеро довольно необычное, так как примерно на трети берегов вода недоступна - такие обрывистые там берега. А те места, где более-менее нормальный подход, заняты турбазами, и отдыхать там можно только за деньги.

Это третья часть рассказа. Рекомендую начать с первой

В пикулях на Иткулях
или поездка на велосипеде вокруг озера Иткуль

День 3. Ссора с товарищем, поиски банки, речки Шардатма и Долгая, пикули на Иткули, комары и клещи, водная переправа, сплошные базы отдыха

Проигнорировал звонок будильника в 8 часов, я решил еще поваляться в свое удовольствие. Волны уже успокоились, и наступила блаженная тишина, только птички вокруг попискивали хором. Как раз в это время мой будильник снова подал сигнал, а к нему присоединился дятел, выстукивая свою фирменную дробь. Стоянка наша пока еще была в тени деревьев, солнце проникало сюда только отдельными лучами. Денис тоже уже проснулся.

После зарядки мы сели завтракать, поглядывая на озерный простор. Потом я сходил на соседний мыс умыться, и как раз в это время туда подъехала белая Нива с очередным рыбаком. Он спросил, не ловлю ли я здесь рыбу, но я ответил, что мы просто отдыхаем, а сюда ходим умываться, поскольку у нас спуска к воде нет. Рыбак сказал, что в этом году уровень воды в Иткуле намного выше обычного, и что клещей тоже многовато.

Также поведал историю названия ближнего поселка Сельки. Ударение надо ставить на второй слог. А история такая: давно жили два человека, которые нашли золото в тех краях. У одного из них прозвание было Стелька, вот по нему и назвали поселок.

Я вернулся на стоянку, собрал вещи, оделся для леса - штаны, кофта, и мои специальные "лесные" носки - их мне привезли из Канады в подарок, они больше похожи на гольфы - такие длинные. В них удобно заправлять штаны, чтоб клещи не пролезли, и комары не прокусили.

Потом отправился еще раз к Шайтан Камню, чтобы сфотографировать его при утреннем освещении. Идти по тропинке было хорошо, но если попытаться свернуть в траву - сразу вылетали тучи комаров. Шумели вокруг на ветру молоденькие, нежно-зеленые листья берез. Чирикали пичужки, светило солнце. Сделал я снимки, которые хотел, и вернулся на стоянку. Мы с ней простились, взяли велосипеды, и поехали дальше. Еще посчитал я, сколько мы проехали вчера - получилось 35 километров.

Покидая стоянку, я заметил, что на дереве осталась туалетная бумага, намотанная Денисом. Обратив его внимание на то, что он забыл, я получил ответ - типа, я не забыл, а специально оставил, чтобы другие пользовались. Странно... Я попросил, чтобы он ее снял, не мусорил, и не портил вид полянки. Он ее снял, и еще взял консервную банку из-под каши, что оставил у палатки. Я подумал, что он ее положит в рюкзак, как нормальный турист, и в городе выбросит в урну. Отвернулся я, полюбовался озером, и поехал догонять Дениса. Заглянули мы еще на стоянку, где были рыбаки - наша была лучше. Здесь и берег пониже, и мусора побольше...

Мы поехали по лесной дороге, замыкая наш маршрут вокруг озера Иткуль. Спустились к берегу у небольшой заводи, поросшей осокой. И там была полянка, но скал уже не было. Здесь даже присутствовал мини-пляж - 4 квадратных метра песочка у воды. Но опять, везде мусор. Дорога после этого ухудшилась, пошли грязные места, глубокие колеи. Да еще в Иткуль впадал какой-то ручей, метра полтора-два шириной, вроде как речка Шардатма. Были накиданы бревна, по которым мы и провели велосипеды.

Дальше, через какой-то промежуток, впадал еще ручей, и нам снова пришлось проводить велосипеды через него. Прямо на пути иногда торчали какие-то пеньки, валялись сучья. В одном месте поперек тропы двумя своими вершинами лежала береза. Когда я перетаскивал велосипед через нее, одна толстая обрезанная ветка попала мне в колесо, хорошо, что ничего не сломала. Из-за всех этих препятствий наша скорость сильно снизилась.

Преодолев низину, мы вышли на дорогу, которая стала немного получше. Подъехали к еще одному мысику с небольшими скалами, и решили там сделать привал и пообедать - время как раз подошло. Я еще вчера предложил Денису, ехать домой не сегодня, а завтра, в пятницу. Предложил ему, если у него еды недостаточно, поделиться своей, чтоб он тоже мог остаться на Иткуле подольше. Но оказалось, что у него еще достаточно каши с тушенкой.

В том месте, где мы встали обедать, было что-то вроде небольшой стоянки с костровищем и парой бревен. Мы решили поделить мои пирожки, и его кашу. Развели костерок, подогрели кашку. Поели, а потом у нас с Денисом вышла размолвка - прямо в продолжение спора, который случился в предыдущий день пребывания на Иткуле. Тогда он во время обеда намусорил возле деревенского магазина, и я сделал ему замечание, что ему не понравилось.

В этот раз Денис спрашивает, куда девать железную банку из-под каши? Ну, я отвечаю - с собой, куда же еще? Он говорит - положить некуда. Я ему - а я тебе мешочек дам. Давай сюда и ту, первую банку, с прошлой стоянки, вместе их и упакуем. Тут он как-то стушевался, да ладно, говорит, она у меня убрана далеко... Повел себя странно как-то. Мне стало интересно, куда же он положил грязную банку, если у него пакета нет? У меня появилось нехорошее подозрение, что он ее оставил на прошлой стоянке.

Тогда я стал настаивать, чтобы положить обе использованные банки вместе, даже предложил переложить их в мой рюкзак, если ему мусор возить неохота. Но у Дениса никакой грязной банки не было, только пара целых. Так и есть, он оставил свой мусор в лесу. Я спросил его прямо, где, все-таки, пустая банка? Тут он и признался, что оставил ее там, типа - забыл. Понятно, что забыть он ее не мог - она же у него в руках была, и он шел к велосипеду. Маловероятно, что на ходу он впал в кому, и выронил банку...

Мне стало так неприятно, что взрослый человек, с которым я так давно знаком, мне в открытую врет, и при этом не краснеет. Причем так глупо! Я стал обдумывать, как мне поступить в такой ситуации, пока мы собирались. Хорошее настроение вмиг улетучилось. Подумав, я сказал Денису, что у него есть два варианта. Первый - мы разделяемся, он едет направо, в сторону дома, уже в одиночестве, а я - налево, на стоянку, забирать его консервную банку. Либо второй - мы возвращаемся вместе за банкой, и затем продолжаем путешествие.

Денис не понял серьезности моих намерений, и того, как я отношусь к факту вранья от давнего приятеля, а поэтому стал меня укорять - зачем я с ним так жестоко, да он извиняется, да он уже все понял... Короче, надеялся, что сейчас все само собой рассосется. Видит, что я сажусь на велосипед и собираюсь ехать в сторону последней стоянки, и говорит - да зачем я вообще с тобой поехал! Ты из-за какой-то банки хочешь ехать назад, короче, жестокий ты, как тебе не стыдно, ну и все такое... Давай, говорит, хотя бы пешком пойдем, а то нога болит. Хотя за 10 минут до этого был бодр и весел, и заявлял, что хочется энергично крутить педали.

Я выждал паузу, давая ему время подумать, но он все также нес пургу, не желая ехать за банкой. Сказал ему, что с его помощью я найду банку быстрее, чем один. Но он ответил, что не помнит, куда ее дел - то ли закопал (!), то ли бросил куда-то... Амнезия у человека быстро прогрессировала. Я почувствовал, что меня все это достало - он уже пару дней и так ныл, а сегодня еще и вранье добавилось.

Я сказал Денису, что он, видимо, не понимает нормальных слов, ведь я просил его не мусорить на природе хотя бы при мне, мне это крайне неприятно. Готов был весь его мусор себе забирать... Он снова стал оправдываться, говорить, что он уже исправился, и больше не будет. И это все ради меня! Вот, блин, мужику 40 лет, а он как в детском саду. И реально не понимает, почему не надо загрязнять природу, и что врать товарищу это так низко...

Короче, как ни тяжело мне было принять такое решение, я сел на своего коня, и поехал один на старую стоянку. При этом надеялся в глубине души, что он все-таки поедет за мной - банка-то его... Но он только спросил - "Можно, я тебя здесь подожду?". Усилий прилагать никаких он не хотел, ехать куда-то тоже. Так, прошел за мной какое-то время, но вскоре отстал, сделал вид, что не успевает, хотя я ехал медленней обычного.

Ехал я по жаре, меня кусали комары, во рту все пересохло, да и настроение ухудшилось катастрофически. Думал, почему так с людьми получается? И как убедить человека не делать таких вещей? А сам чувствовал даже некую вину, что привел в такое замечательное место такого безответственного товарища. Так что попробовать отыскать злосчастную банку надо было. С другой стороны, что мне, все время за ним следить и мусор за ним подбирать? Тоже не дело...

На стоянке стал искать вдоль тропинки, прошел туда-сюда и справа и слева, затем в обратную сторону, затем подальше от тропки... Два часа лазил по траве, комары закусали, но так и не нашел этой банки. Подозреваю, Денис просто закинул ее подальше в дебри. Туда я уже не полез - клещей еще нацепляешь. Так что сел я на бережке, и пригорюнился. С Денисом встречаться не хотелось. Еды осталось на один день. Ехать никуда не хотелось. Но я ведь хотел объехать Иткуль полностью...

Сидел я долго, размышлял... Надеялся, что Денис не дождется меня, и сам поедет к Верхнему Уфалею. Пока сидел, меня посетил большой красивый, синевато-черный жук с довольно большими усами. Он сел мне на руку, и долго по ней бродил, как бы успокаивая, потом с гудением улетел.

Поехал я замыкать круг, с заездом на турбазу. Двигался без спешки, минул место, где расстался с Денисом - там никого не было. Проехал еще метров 200, и дорога стала еще хуже, видно было, что машины здесь уже не ездят, даже колеи травой заросли. Снова впадала речка, на этот раз Долгая, уже шириной метров 5 и глубиной метр. Я решил, чтобы не возиться, просто закатать штаны и перенести велосипед. Сначала думал его прямо с велорюкзаком нести, но потом, после осмотра местности, передумал.

В самом узком месте было глубоко, дальше от озера река становилась намного мельче, зато гораздо шире, да еще дно представляло собой сплошные кочки и сучья. А вот в двух метрах от впадения реки, прямо в озере, дно было более ровное, глубина намного меньше (гальки намыло, видимо) и там как раз можно было пройти с наименьшим риском. Так что я, не снимая велорюкзак, заехал прямо в Иткуль, и в полутора метрах от берега по намытой косе с глубиной всего полметра (велосипеду по звездочку колеса) проехал на другой берег речки. Конечно, кроссовки предварительно снял, потом за ними вернулся.

Я поехал (вернее, пошел) дальше, преодолел еще метров 50, и остановился. Тропа уже еле угадывалась в траве, шла она по небольшим холмикам, по слишком мягкой почве, заваленной старой хвоей, травой и листвой. Пружинила она сильно, колеса там вязли. Так что пешком легче. И дебри вокруг начались уже настоящие, сосны пропали, росли только березы, осины, ивняк. Иногда попадалась цветущая черемуха, разливающая по окрестностям чудный аромат.

Еще по краям этой дороги часто встречались не то разливы, не то болотины, залитые водой, из которой торчали сухие деревья и коряги. В таких местах приходилась тщательно выбирать путь, и быстро переставлять ноги - чуть задержишься, и нога сразу погружается в воду. Да еще комары тучами вьются. Прокусывали даже мою шляпу, и все руки погрызли, я же руль держал, так что им раздолье. Только и успевал шлепать их, кисти уже в крови все были... Экстрим, короче.

Но вот тропа постепенно стала удаляться от берега. Я стал волноваться - а выведет ли она меня к базе отдыха, куда я стремился. Где-то на половине пути от места обеда до базы отдыха я вышел к большому разливу, который отделяла от Иткуля только узенькая, но очень протяженная бобровая плотина, вся состоящая из земляных кочек и прутьев. Виднелась и старая хатка, я даже подошел и забрался на нее. Следов обитания в ней бобров не было видно. Посередине разлива торчала еще одна хатка, поменьше.

На бережку, рядом с разливом, стояла небольшая, но живописная скала под березами. А в воду далеко выдавался еще один каменный мысок, на нем, видимо, рыбаки устраивают себе место, там и чурбачок стоял, и даже скамеечка. Я выехал на это местечко, прислонил велосипед, и стал снимать с себя клещей. Наползло их на одежду множество, один уже был сантиметрах в 20 от шеи... Вот они, дебри-то! Клещей всех в воду покидал.

Походил, пофотографировал бобровое царство, съел яблоко, отдохнул немного на скамеечке. От сердца немного отлегло, всякие трудности отвлекли. С берега уже было видно базу отдыха. Погода была пока хорошая, но со стороны Верхнего Уфалея небо начали затягивать облака, даже тучи, как бы дождик не пошел вечером. Так что надо было торопиться, времени уже было 18 часов. Я надеялся, что самый сложный участок пути уже пройден, и больше таких засад не будет. Но это оказалось не так. Самое интересное было припасено дальше.

Вышел на тропу, побрел, толкая велосипед. Заметил чуть видное ответвление направо, в сторону Иткуля. А старые колеи вели дальше от берега. Привели они меня к небольшой зимовке. Домик, сколоченный из досок, крытый обрывками шифера. Снаружи - столик, еще какая-то мебель кучей сложена, ведра, половина ржавой бочки. Внутри - нары, накрытые одеялами, стол с клеенкой, на нем стоят банки с солью, какими-то овощными консервами. Висит полочка с кухонной утварью. Стены обшиты серебристым изолоном. В углу куртки висят.

Но жить здесь летом было просто невозможно, на мой взгляд. Поскольку домик стоял в самых дебрях, то комары роились в немыслимых количествах. Я постарался как можно быстрее все сфотографировать и уйти из этих болот. Пока снимал, у меня еще велосипед упал, видимо, плохо я его прислонил к дереву. И упали очки, прицепленные к велорюкзаку. Велосипед-то я поднял, а очки не заметил. Обошел избушку, и понял, что колеи здесь и закончились, видимо, они вели только к домику. И ездят сюда, вероятно, через Сельки по лесным дорогам, известным только местным рыбакам и охотникам. А мне надо искать другой путь к базе отдыха, там уже должен быть асфальт.

Вернулся к берегу, к развилке. Попробовал пойти по тропке направо. Она приводила к маленькой стоянке, а дальше почти незаметная тропка вела прямо вдоль кромки воды. Я прошелся там пешком - с велосипедом невозможно, настолько все заросло кустарником. Кстати, когда ставил велосипед, заметил, что на нем нет очков. Понял, что оставил их у заимки, и пришлось идти обратно за очками.

Вернулся, и отправился опять на разведку пути. Прямо на берегу Иткуля была как будто насыпь, намыты кучи гальки и земли, составлявшие узкий полуметровый перешеек, и со всех сторон торчали ветки кустов. Но и перешеек закончился, дальше вода, и ее не перейти. Но пространство, где когда-то была тропа, на другом берегу явно продолжалось - загадка... Наверное, когда-то давно здесь была насыпь, а потом ее размыло.

Стал думать, что делать - то ли возвращаться, и ехать через Сельки, то ли переть напролом по дебрям. Объезжать далеко совершенно не хотелось, а база-то - вот она, несколько сотен метров, и приехал! Пошел в третий раз осмотреть береговую линию, если дно твердое, просто разденусь, и перенесу велосипед и рюкзак по воде.

Глубина оказалась небольшой, чуть выше колена. Так что я обломал все торчащие ветки вдоль берега, чтоб не мешали. Закатал штаны выше колен, переобулся в сланцы, не замечая даже, что меня кусают комары. Надел на спину велорюкзак, и пошел сначала по насыпи и кустам, а потом просто по воде. Перенес велорюкзак, поставил его, и вернулся за велосипедом. Взял его на плечо, тоже перенес. Переобулся обратно в кроссовки, при этом комары искусали еще больше.

Поехал я по продолжению тропы. И была она уже намного лучше. Через пару сотен метров увидел недостроенный домик из ДСП, здесь уже начиналась территория базы отдыха. Скоро я выехал на щебеночную дорогу, которая привела прямо на центральную поляну базы отдыха Иткуль.

База мне понравилась - большая, с ухоженной территорией, с добротными каменными и деревянными домами, скамейками, беседками, детскими площадками. Я спустился к воде, где в озеро выдавалась искусственная насыпь метров 20 длиной с деревянной беседкой на конце. Вот там я и решил поужинать, если дождь, так под крышей лучше. Посидел, поел, подумал, что делать дальше. От воды отдаляться смысла не было. Времени на этом участке дороги я потратил гораздо больше, чем предполагал. И длиннее раза в три, чем по карте, и труднее намного.

Хотелось палатку поставить прямо здесь - и пространство открытое, комаров не будет, и место симпатичное. С другой стороны, я думал, что охранник вряд ли разрешит, да и администратор тоже. Поэтому я после ужина поехал дальше в некоторой неопределенности, где буду ночевать. Если будет подходящее место, встану там, а если нет - заночую, где попало. Спросил на всякий случай у охранника, не знает ли он места, где здесь можно палатку поставить. Он сказал, что на территории нельзя, здесь проживание только платное. Я спросил - а за территорией. Он говорит - а там кругом другие базы. Я подумал, что он преувеличивает, и решил ехать дальше, и поступить по обстоятельствам.

Еще охранник поведал, что отдыхающих на базе всего трое, что она нерентабельна, и ее уже второй раз пытаются продать. Стоимость большая, поэтому никто не берет. Здесь и капитальных строений много, и ангар, и лодки, и водные велосипеды, и чего только нет. Цены на проживание подняли, и народ совсем перестал ездить.

Покатил я по дорожке, и действительно - прямо забор в забор по всему берегу стояли турбазы. Местечка встать нигде не было. Проехал я их штук пять. И тут вижу - следующая база, "Вагонник", кажется, заброшенная. Дома старые, давно некрашеные, ворота заржавевшие, подъезд зарос, забор местами упал... Решил я заехать, посмотреть, а вдруг охраны нет? Подъехал к воде, огляделся. Территория базы небольшая, домики в виде вагончиков с отсеками-номерами, есть полуразрушенная беседка.

Обошел я все - везде закрыто на замок, никого нет, через окна видно, что внутри везде пусто, хотя шторки кое-где висят. Я обрадовался, и решил сделать ночевку здесь. Поискал место для палатки, чтобы с дороги ее не было видно, да и припарковался в 8 часов вечера, наконец.

Палатку поставил на открытой полянке на пятачке низкой травки, недалеко от воды и полуразрушенной беседки. Комаров было многовато, но они оказались какие-то неактивные - садились на меня мало, а кусали еще реже. Из палатки чудесно было видно озеро, и солнце утром должно было встать прямо напротив входа. Велосипед я пристегнул к беседке, чтоб он был под крышей на случай дождя. Тучи прошли мимо, в стороне Екатеринбурга и Полевского, а здесь обошлось без осадков. Недалеко куковала кукушка.

За два часа, что я здесь возился, мимо прошла всего одна машина. Чай пить решил в палатке. Ноги гудели от множества укусов, да еще на левой ноге опухла, покраснела и болела косточка с внутренней стороны - видно, ударился где-то. Особенно больно было при ходьбе, так что надо дать ей отдохнуть.

Вот странно, пока ломился через чащу, ни боли, ни усталости не чувствовал, а как только добрался до стоянки - все сразу навалилось. И голова заболела, и озноб накатил... Лицо горит от солнца и ветра, красное, наверное, все. И не хотелось даже вылезать, чтобы умыться. Завтра я планировал выехать отсюда утром, чтобы за три часа доехать до Верхнего Уфалея на двухчасовую электричку. Сложность была в том, что большая часть пути будет в горку.

Продолжение рассказа о поездке на велосипеде вокруг озера Иткуль

Как добраться до озера Иткуль

Добраться до озера Иткуль можно несколькими способами. Первый - это как у нас, на велосипеде. Доезжаете на электричке до Верхнего Уфалея, и далее на велосипеде по нашему маршруту. Без заездов по сторонам до озера 30 км. Первая половина дороги - пыльный грунт, вторая - асфальт с колдобинами. Можно доехать до озера от станции Полдневая, расстояние примерно 21 км, это до поселка Даутово. Там дорога намного лучше, везде асфальт.

Вокруг озера проехать - это еще 30 км. Но, как написано в рассказе, есть очень сложный участок, два раза по воде переходить придется. В теплый сезон, вокруг озера все доступные места для отдыха заняты.

На общественном транспорте из Екатеринбурга до Иткуля добраться практически невозможно, в те края ничего не ходит. Автобус до Снежинска едет два часа с копейками, по Челябинскому траку, и до озера топать очень долго, разве что на такси (от Снежинска). Либо частник от Полдневой или Уфалея, это если Вы совсем пешком.

От Снежинска вроде ходит какой-то местный автобус до поселка Иткуль, через Ключи. Но информация мной не проверена, если знаете - напишите.

Карта озера Иткуль и окрестностей

Фотографии с поездки на озеро Иткуль

Верхний Уфалей - начало нашего путешествия
Отвалы комбината "Уфалей-никель"
Карьер недалеко от Макаровского
До озера Иткуль доехали уже к вечеру
Наша первая стоянка
В поселке Даутово
Дворец на берегу озера
Хорошее местечко...
КПП Снежинска
На озере Ташкуль
Шайтан Камень
Тут не искупаешься...
Вторая ночевка - на высоком берегу
Мы долго любовались красками заката